Автотюнинг
Автосервис
В средней полосе России скоро настанет горячий сезон «переобувания» автомобилей. Тех, кому пора покупать зимние колеса (для новой машины или взамен старых), ждет не то чтобы сюрприз, но ожидаемая неприятность: ни прежних цен, ни прежних марок резины на рынке днем с огнем не найти. Альтернативой китайским и новым отечественным (с технологиями также из КНР) брендам служат подержанные колеса — или все же фирменные, но за астрономические деньги. В чем тут могут быть «подводные камни», выяснял «МК».
В этом сезоне комплект зимних колес стал, по словам сотрудников шинных салонов, подарком не менее серьезным, чем сережки от какого-нибудь именитого ювелирного бренда, но только более полезным в хозяйстве. «Заказывают резину прежде всего для девушек и женщин, по обычным современным кроссоверным параметрам — 17–19 дюймов, а приезжают забирать мужчины на серьезных машинах с колесами 20–22 дюйма», — поделился Максим Боровков, сотрудник одного из шинных интернет-магазинов на западе Москвы.
И понятно, почему: зимние шины могут дорожать, насколько угодно, но остаются предметом первой необходимости для современного автомобилиста. «Можно сколько хочешь вспоминать, как деды ездили по Москве и загородным трассам без зимней резины, но повторить это сейчас невозможно, — рассуждает специалист по подбору и обслуживанию подержанных машин Алексей Островский. — Во-первых, 30–40 лет назад было совершенно другое дорожное движение: пробки, конечно, были, но скорость потока без них составляла около 40 километров в час, сейчас она вдвое выше». На летней резине сейчас можно «ползать» по зимним улицам, но когда вокруг «летают», это просто опасно.
— Во-вторых, подготовка водителей в тогдашних ДОСААФовских автошколах была не в пример лучше нынешней, — добавил собеседник «МК». — Как и концентрация внимания за рулем. Старые автомобили не способствуют усыпляющему комфорту зимой, в них не расслабишься — и это хорошо. В итоге мало-мальски опытные водители советских времен были готовы к езде по гололеду без шипов и «липучек» — в отличие от нынешних.
Наконец, говорит Островский, советская «всесезонка» была лучше приспособлена для зимней езды, чем нынешняя летняя резина. В силу этого зимние шины будут приобретать практически за любые деньги: ездить на летних для абсолютного большинства водителей — не вариант.
Первое, что видит покупатель, решивший приобрести зимние шины, — это резина непривычных для взгляда марок. Около половины их — бренды и КНР, другая — отечественные шины, сделанные на заводах, выкупленных у транснациональных производителей под новыми марками. «Однозначно выбрать, какие бренды лучше, трудно, но я лично склоняюсь к российским маркам, особенно если речь о зимней резине, — говорит менеджер шинного салона Максим Боровков. — По крайней мере в прошлой жизни эти заводы принадлежали европейским брендам, и технологии и подход европейских шинников в общих чертах сохранились. У китайцев опыта по выпуску именно качественной зимней резины намного меньше. Но надо помнить, что рецептура смесей, присадки и так далее — и там, и тут китайские».
Шины среднестатистической для кроссовера размерности — 17 дюймов — обойдутся сейчас в 15–20 тысяч рублей за колесо; для более «модных» колес 20-го диаметра цена может превышать и 40 тысяч — за одну шину, без диска! Причем это именно «бывшие европейцы», выпущенные на отечественных заводах, «китайцы» чуть дешевле…
Если же хочется брендовую резину, как раньше, то ценник смело умножаем на два. Как в старом кино: «Надо привезти, надо попридержать… И у меня изменились жизненные обстоятельства».
«Рабоче-крестьянских» постсоветских брендов типа «Таганки» или «Камы» для современных легковушек сейчас не выпускают («Таганки», к слову, нет вовсе — завод в Москве закрыли, а жаль). Какие же альтернативы? В общем-то, помимо вышеописанных — только резина «с пробегом». Иногда можно подобрать хорошие варианты, если подойти к делу с умом.
— Пару лет назад я бы сказал, что слегка уставшие шины, с мелкими трещинками на боковинах, с протектором глубиной до 5 миллиметров — это на замену, — говорит владелец шиномонтажа в Москве Роберт Абовян. — Сейчас скажу, что еще сезон-два можно проездить. Или даже больше, если аккуратно. Если покупаете б/у резину, нужно смотреть прежде всего на боковые порезы, грыжи — серьезные нарушения геометрии и прочности. Если этого нет — брать, чтобы перекантоваться, можно.
Купить подержанные шины можно как на самих шиномонтажах (правда, в этом случае лучше заранее подружиться с хозяином и оставить «запрос» — хорошие варианты уходят быстро), так и — это даже выгоднее! — на порталах объявлений. Придется, конечно, продраться через стройные ряды объявлений шинных салонов, но в итоге попадаются «вкусные» варианты — например, слегка поношенные зимние колеса с дисками по цене одних дисков. Или одной резины. Конечно, задача требует энергии и изобретательности — но автомобилизм в наше время вообще не для слабаков.