Автотюнинг
Автосервис
4 мая британская компания Rolls-Royce отмечает 120 лет своего фактического создания — именно в этот день в 1904 году состоялась встреча инженера Генри Ройса с аристократом, сэром Чарльзом Роллсом, результатом которой стал их совместный бизнес. Впоследствии компания стала производить и авиационные двигатели — в отличие от элитарных автомобилей Rolls-Royce они завоевали массовый рынок и сейчас приносят многомиллиардные доходы.
Как Генри встретил Чарльза
Генри Ройс и сэр Чарльз Роллс были настолько разными людьми из разных социальных слоев, что кажется удивительным то, что они вообще встретились.
Чарльз Стюарт Роллс родился в 1877 году в семье лорда и леди Ллангаток. Закончив, как и полагается в таких семьях, Итонскую школу, Чарльз поступил на инженерное отделение кембриджского Trinity College. Его страсть к автомобилям была так велика, а семья так богата, что уже в годы учебы Чарльз стал обладателем собственного автомобиля. Никто из других тогдашних студентов Trinity College не мог себе такого позволить. Но назвать Чарльза белоручкой из «золотой молодежи» было нельзя — он сам чинил свой автомобиль, постоянно возился с мотором, бензопроводом, масляными фильтрами. За это и получил от своих однокурсников прозвища Грязнуля Роллс и Бензиновый Роллс.
Умение обращаться с автомобилем довольно быстро принесло результаты. В 1903 году Роллс установил мировой рекорд скорости на автомобиле — на французской модели Mors мощностью 30 л. с. он разогнался до 83 миль в час (133,5 км/ч). Рекорд не был утвержден, поскольку использованная во время заезда система хронометража не имела официального сертификата.
Увлечение спортивными автомобилями всегда было дорогостоящим занятием. Чтобы заработать на свое хобби, которое постепенно стало стилем жизни, Чарльз Роллс с другом основали одну из первых автодилерских сетей в Британии. Компания CS Rolls & Co занималась импортом и продажей французских Peugeot и бельгийских Minerva.
Генри Ройс был заметно старше — он родился в 1863 году в простой семье. Начать трудовую деятельность ему пришлось уже в девять лет — с продажи газет и доставки телеграмм. В 14 лет он стал подмастерьем на железной дороге. Подростку так нравилась эта работа, что он использовал ее не только для того, чтобы зарабатывать на хлеб, но и для учебы — математике, геометрии, электротехнике и азам инженерного дела. За несколько лет он так преуспел в получении новых знаний, что смог получить постоянную работу в электрической компании Electric Light and Power Company. Вскоре Ройс решил начать собственное дело. Вместе с другом он основал компанию по производству динамо-машин и дверных электрических звонков.
Первые серьезные заработки позволили ему приобрести свой первый автомобиль — подержанный двухцилиндровый Decauville. Так Ройс познакомился с автотехникой, которая осталась его страстью до конца жизни.
Молодой инженер нашел несколько недочетов во французском автомобиле и принялся его самостоятельно дорабатывать. Он сконструировал бензиновый двигатель мощностью 10 л. с. и установил его на свой Decauville. Усовершенствованный автомобиль привлек внимание одного из акционеров его компании, предпринимателя Генри Эдмундса, который знал Роллса. Сэру Чарльзу к тому времени стала надоедать простая перепродажа иностранных машин. Именно Эдмундс свел честолюбивого гонщика-аристократа с амбициозным инженером-изобретателем. Как только Роллс познакомился с Ройсом и увидел его «тачку на прокачку», он сразу почувствовал в нем родственную душу. Сэр Чарльз предложил Генри создать собственное производство машин и продавать их через уже налаженную дилерскую сеть. Так и родилась компания Rolls-Royce.