Автотюнинг
Автосервис
Америка. Первую серию рассказа о наддувной технике восьмидесятых мы посвятили европейским машинам. Настал черед заглянуть в США и искренне подивиться. Согласно стереотипам, американцы поголовно любят большие моторы и ничего не смыслят в компактных, особенно с наддувом. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. В очерченных временных рамках «Большая детройтская тройка» выпустила очень много интересного и ломающего шаблоны.
General Motors
В прошлый раз мы разобрались с турбонаддувом в Европе, теперь же возьмемся за Америку. Почему мы начинаем не с «Крайслера», который сделал довольно много для популяризации турбомоторов? Потому, что именно GM еще в шестидесятые первой создала серийный автомобиль с наддувным двигателем. Точнее, целых два — Oldsmobile Jetfire, суть спецверсия F85 Cutlass и заднемоторный Chevrolet Corvair Monza Spyder Turbo.
Новый принцип форсировки стал откровением. В случае с «Олдсом» он обеспечил 3,5-литровому V8 солидные 218 л.с., 30-процентную прибавку крутящего момента (407 Нм), а заодно сокращение разгона до 160 км/ч (60 миль/ч) на целых десять секунд относительно самой сильной атмосферной модификации. Для снижения риска детонации применялась система впрыска водометанола. Она снижала температуру во впускном коллекторе, но пользователи частенько забывали ее заправлять, и Oldsmobile с сюрпризом переходил в режим сниженной мощности.
«Джетфайер» продержался на конвейере всего два года. Честь стать следующим серийным автомобилем General Motors с наддувом выпала Pontiac Firebird Turbo Trans Am 1980–1981 годов. Не стоит думать, что об «улитках» забыли почти на два десятилетия: еще в 1974-м профессор корпоративного института Джим Лайонс спроектировал систему для V-образной «восьмерки». «Pontiac боялся того факта, что им придется иметь дело с двигателем Chevrolet в Trans Am. Я взял нашу экспериментальную машину и прокатил этих ребят. Они даже не позволили мне отвезти ее обратно во Флинт. Просто вручил ключи от служебной, а потом «арендовали» меня для помощи в разработке», — вспоминал он в интервью журналу Car and Driver.
«Турбо Трэнз Эму» выписали 4,9-литровый V8 (301 кубический дюйм) с наддувом Garrett AiResearch TBO305 (давление — 0,6 бар). Отдача по нынешним стандартам, конечно, смехотворная для такого здоровяка — 208 л.с. и 420 Нм. Но не будем забывать, что речь идет об эпохе, когда большие американские «восьмерки» растеряли все свою мощь и напоминали стероидного атлета на жестком откате. Скорректируйте свою картину мира согласно тогдашним реалиям, и нетипичный маслкар не вызовет отторжения.
На тестах Car and Driver зафиксированы 8,2 секунды до 97 км/ч (60 миль/ч) и четверть мили за 16,7 секунды. Для сравнения, грозному Trans Am 1979 года с V8 объемом 400 кубических дюймов (6,6 литров) достаточно 6,7 и 15,3 секунды соответственно. Печально другое — живучесть не входила в число достоинств турбодвигателя.
Вот, что на эту тему поведал один из пользователей онлайн-сообщества firebirdnation.com «Вам повезло найти Turbo TA 1980 года в приличном состоянии — обычно надежность 301T не сравнима с агрегатами объемом 350, 389, 400, 428 или 455 кубических дюймов. Оригинальные часто выходят из строя при интенсивном использовании. Их меняют на более крупные атмосферные Pontiac V8 или, что еще хуже, Chevy SBC. Если вы хотите больше мощности, намерены иногда гонять и ежедневно ездить, лучше поберечь оригинальный 301T и заменить его традиционным понтиаковским. Это не обесценит автомобиль и сделает его гораздо надежнее, чем в случае с оригинальным 301T».
В 1989 году «Понтиак» презентовал к 20-летию Trans Am (то есть, топовой разновидности пони-кара Firebird) очередную турбоверсию. На сей раз изящным манерам попытались обучить третье поколение «Файера» с футуристическим стайлингом. Под капотом 3,8-литровый бьюиковский V6 с наддувом, интеркулером и модифицированными головками блока цилиндров.
Официальные характеристики (253 л.с. и 461 Нм) наши штатовские коллеги считают заниженными. По их мнению, «Пончо» развивает около трехсот сил. На это косвенно указывают впечатляющие 4,6 секунды и квотер за 13,4 секунды на замерах Car and Driver. Под возросший потенциал установлены передние 11,9-дюймовые тормозные диски с двухпоршневыми суппортами. Жаль, ощущение от педали и баланс работы переднего и заднего контура разочаровывали. Turbo Trans Am достойно вел себя на гладком покрытии, а на неровном пасовал. Очевидно, виной тому несоответствие пружин и амортизаторов.