Автотюнинг

Автосервис

В России еще оснащают автомобили моторами Евро-2. Сколько это продлится

27.09.2023
В России еще оснащают автомобили моторами Евро-2. Сколько это продлится

Автомобили заниженного экологического класса выпускают и продают в России уже более года. Почему это разрешили, и чем такие машины опасны для окружающей среды

Российские автоконцерны начали возвращаться к выпуску автомобилей с моторами, отвечающими экологическому стандарту Евро-5. При этом до 1 февраля 2024 года у производителей сохраняется право ставить двигатели, которые соответствуют гораздо менее строгим стандартам. Зачем в России смягчили требования к мотором, какие автомобили появились за счет таких льгот и каковы будут возможные экологические последствия.

Зачем отменили Евро-5
Необходимость в смягчении технических требований к выпускаемым в России автомобилям возникла весной 2022 года, когда стали наблюдаться проблемы с поставками импортных комплектующих. 12 мая 2022 года Правительство России приняло постановление о временном возврате к национальным нормам технического регулирования, а 21 мая они вступили в силу.

В частности, это позволило крупным автопроизводителям выпускать продукцию, более не соответствующую требованиям Евро-5 — этот стандарт был обязателен в России и странах Таможенного союза с 2019 года.

Фактически, заводы получили право делать моторы класса Евро-0. Как уточняли в пресс-службе Минпромторга, правилами действительно предусмотрена возможность выпускать автомобили экологических классов ниже действующих: Евро-0, 1, 2, 3, 4. «Допускается выпуск в обращение транспортных средств всех экологических классов», — поясняли в ведомстве в ответ на запрос Autonews.ru.

Но если бы производители восприняли эту льготу буквально, это означало бы возврат к еще советским стандартам двигателестроения с карбюраторным впрыском топлива и отсутствием каталитических нейтрализаторов выхлопных газов. На практике российские заводы еще к началу 2000-х годов перешли на инжекторный впрыск и смогли обеспечить уровень выбросов Евро-2.

В отсутствии импортных компонентов отечественные заводы были вынуждены отказаться от Евро-5 и вернуться именно к Евро-2. Этот стандарт правительство приняло в качестве минимально допустимого с 1 июня 2023 года. При этом его использование было продлено минимум на год — до 1 февраля 2024 года.

В Минпромторге подчеркивали, что такие машины будут легальны для использования в России на протяжении всей их службы. При этом на автомобилях пониженного экологического класса нельзя выезжать в соседние страны, даже в рамках Таможенного союза. Исключением стала лишь Белоруссия.

Под крупными автопроизводителями в данном случае подразумевались компании, использующие отечественные силовые агрегаты. Это ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, а также грузовые заводы КамАЗ и «Урал». Разрешение на производство транспортных средств в соответствии с правилами, российские изготовители получили, в частности, на следующие модели:

основная линейка двухосных и трехосных транспортных средств и шасси КамАЗ;
вся линейка транспортных средств марки УАЗ;
автобусы ПАЗ 3205;
автомобили и шасси ГАЗ 3302 (ГАЗель Бизнес, Соболь);
автомобили Lada 2190 (Lada Granta).
Примечательно, что эксплуатация таких упрощенных автомобилей, возможна только на территории государства, изготовившего это транспортное средство, или же в условии взаимных двусторонних договоренностей. Такую принципиальную договоренность России удалось достичь только с Белоруссией.

На предприятия, собирающие иномарки, послабления не распространялись. Однако к лету 2022 года почти все они были остановлены за исключением заводов по сборке машин из китайских машинокомплектов. Это предприятие Haval в Тульской области, к которому к концу года присоединился «Москвич», выпускающий модели JAC под собственным брендом.

В настоящий момент российские бренды уже предлагают как машины с моторами Евро-5, так и Евро-2. «АвтоВАЗ» начала возвращать Евро-5 с сентября 2023 года. УАЗ предлагает оба варианта, причем машины с «Евро-2» дешевле. ГАЗ продолжает ставить на свои грузовички дизельные моторы Евро-2 серии G21, при этом более доступный бензиновый вариант соответствует Евро-5. Согласно данным КамАЗа, все их современные модели соответствуют Евро-5.