Автотюнинг

Автосервис

Рост цен и война в Китае: что ожидает российский авторынок в 2024 году

08.01.2024
Рост цен и война в Китае: что ожидает российский авторынок в 2024 году

В 2023 году российский авторынок пережил фазу бурного роста — и это после крупнейшего падения в 2022-м, связанного с уходом крупнейших иностранных автоконцернов и тотальным дефицитом иномарок. По итогам 2023 года в России может быть продано более 1 млн иномарок, в 2024-м продажи могут оказаться еще почти на 500 000 авто больше. Но рост рынка будут сдерживать повышение ключевой ставки и утильсбора. А настоящая битва за клиента развернется между китайскими производителями, уже анонсировавшими планы продать в России 1,2 млн автомобилей

По данным агентства «Автостат», в 2022 году в России было продано лишь 626 281 легковых автомобиля, что на 58,7% меньше, чем в 2021-м. Этот результат стал минимальным в новейшей истории: за последние 15 лет годовые продажи новых автомобилей в России не опускались ниже отметки в 1,5 млн единиц. Рекордные показатели были достигнуты в 2012 году, когда в России было продано 2,9 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.

В 2023 году авторынок продемонстрировал бурный рост. По прогнозам директора «Автостата» Сергея Целикова, по итогам года продажи новых легковых автомобилей превысят 1 млн единиц. Аналогичного мнения придерживается и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев: «По итогам года будет продано около 1,05 млн легковых автомобилей».

Рост рынка в 2023 году Мосеев связывает именно с низкой базой 2022-го, когда падение произошло из-за тотального дефицита автомобилей и резкого повышения цен. «Часть автолюбителей стояла на перепутье, — вспоминает директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров. — Во что выльется параллельный импорт? Вернутся ли привычные ранее бренды на наш рынок? Может быть стоит подождать? В итоге стало понятно, что никакого возвращения ждать не стоит, зато новые бренды и модели [из Китая] презентавались в изобилии».

Как росли цены
Сегодня одним из главных сдерживающих факторов на российском авторынке является не столько дефицит новых машин, считают опрошенные Forbes эксперты, сколько продолжающийся рост цен. По данным «Автостата», по итогам восьми месяцев 2022 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 2,29 млн рублей. «В сентябре-октябре средневзвешенная цена на легковой автомобиль остановилась уже на уровне 3 млн рублей, к концу года будет зафиксирована на уровне чуть ниже 3 млн рублей. Если считать с 2014 года, то цены на авто выросли в три раза», — рассказывает Целиков.

Рост цен продолжится и в новом году. Как заявили опрошенные Forbes представители дилерских центров, подорожание произойдет в первые же месяцы 2024-го и затронет почти все сегменты рынка. «С начала 2024 года ожидается рост стоимости новых автомобилей до 10% практически во всех сегментах. Многие производители заинтересованы в увеличении стоимости авто, так как хотят установить баланс между ценами и текущим курсом валют», — говорит гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич. С ним согласен глава «Автодома» Андрей Ольховский, чья компания ожидает «роста стоимости автомобилей почти у всех брендов». По словам Ольховского, большинство производителей хотели бы поднять цены уже в текущем году, «но не испытывают желания остаться с повышенной ценой в одиночестве».

Хотя большинство автоконцернов в декабре не заявляли о повышении цен, некоторые все равно увеличили прайсы на следующий год, добавляет основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль: «Например, Lada Niva Legend и Niva Travel 2024 года в новом году будут стоить на 100 000 рублей и 26 000 рублей дороже. В среднем стоимость новых автомобилей всех брендов в следующем году может увеличиться до 25%». Основные предпосылки удорожания, по мнению Мигаля — это рост ключевой ставки, повышение утильсбора, сохраняющиеся проблемы с логистикой и растаможиванием автомобилей, а также дефицит новых авто на рынке.